Курс опирается на оригинальную Интегративную личностно-ориентированную развивающую (ИЛОР) модель, разработанную в рамках биопсихосоциального подхода специалистами Центра реабилитации для зависимых от алкоголя "Сенс". В этой модели как объединяются и систематизируются опыт различных программ терапии зависимостей ("12 Шагов", когнитивно-поведенческий подход, транзактный анализ, семейная терапия, психоанализ, медицинский и др.), так и предлагаются новые методы. Модель ИЛОР является научно обоснованной и рецензирована специалистами из области психологии, наркологии и социальной работы.

Лекция 1. Концепция болезни химической зависимости

Раскрываются причины, по которым можно считать алкоголизм, наркоманию и другие зависимости болезнью. Объясняется процесс развития болезни алкоголизма и наркомании. Характеристики болезни зависимости: прогрессирующая, хроническая, излечимая, био-психо-, социальная. Неправильное понимание и применение концепции болезни.

Лекция 2. Концепция выздоровления от химической зависимости

Концепция лечения химических зависимостей (алкоголизма, наркомании) с точки зрения психо-социального подхода. Различие между лечением и выздоровлением. Этапы выздоровления. Начало выздоровления и принятие ответственности за него.

Лекция 3. Ограничения в трезвости

Причины возврата в употребление при алкоголизме и наркомании. Какие ограничения необходимо соблюдать для поддержания трезвости. Правила "HALT", "не употреблять первую дозу", "чисты руки", "чистые ноги", "ограничения в общении", "избегать стрессов" и др.

Лекция 4. Система поддержки выздоровления от химической зависимости

Необходимость системы поддержки. Виды системы поддержки: сообщества взаимопомощи, консультанты по зависимости, психологи, терапевтические группы, социальные работники и др. Комплексное лечение наркомании и алкоголизма. Помощь и спасательство.

Лекция 5. Активности выздоровления Планирование - анализ дня.

Что необходимо делать для выздоровления от психологической зависимости от алкоголя и наркотиков. Как планировать и анализировать день.

Лекция 6. Дневник самоанализа в выздоровлении от зависимости

 

Внешний и внутренний локус контроля. Автоматическое и осознанное поведение, желания, эмоции, мышление. Привило Осознанность, Ответственность, Оценка. Анализ и коррекция мышления, эмоций, желаний, поведения с помощью дневника самоанализа.

Лекция 7. Сопротивление выздоровлению от зависимости

 Причины сопротивления выздоровлению. Виды сопротивлений (смещение акцентов, покорность, неверие в силы, своеволие, пренебрежительность, превосходство, жалость, наивность, скрытность и др.). Преодоление сопротивлений.

Лекция 8. Мифы о химической зависимости

Определение мифа. Мифы: употребление приносит положительный психологический эффект, некоторые вещества не вызывают зависимости, употребление некоторых веществ нормально (так как они разрешены законом), можно научиться употреблять контролировано, зависимый сам виновен в своей болезни, решение проблемы зависимости заключается в прекращении употребления и др.

Лекция 9. Физиологическая составляющая зависимости

Принципы физиологической зависимости от психоактивных веществ. Объяснение симптомов потери дозового контроля, абстинентного синдрома, постабстинентного синдрома, тяги. Возможности лечения химической зависимости.

Лекция 10. Постабстинентный синдром

Определение постабстинентного синдром (ПАС). Признаки ПАС - затруднение мышления, проблемы с памятью, эмоциональная разбалансированность, нарушения сна, проблемы с координацией, проблемы управления стрессом. Управление ПАС. Профилактика ПАС.

Лекция 11 Профилактика тяги

Определение тяги. Уровни тяги - мысли об употреблении, положительные эмоции, психологическое желание, влечение к употреблению. Техники работы с тягой.

Еще статьи...

  1. Лекция 12. Последствия употребления наркотиков и алкоголя для организма
  2. Лекция 13. Психологическая зависимость
  3. Лекция 14. Профилактика срыва
  4. Лекция 15. Эффект группы в выздоровлении от зависимости
  5. Лекция 16. Нехимические зависимости
  6. Лекция 17. Ошибки поведения у химически зависимых
  7. Лекция 18. Принятие решений и зависимость
  8. Лекция 19. Ценности химически зависимых
  9. Лекция 20. Желания химически зависимых
  10. Лекция 21. Целеполагание и зависимость
  11. Лекция 22. Цели и планирование выздоровления от зависимости
  12. Лекция 23. Лень в выздоровлении от зависимости
  13. Лекция 24. Развитие сопротивления выздоровлению
  14. Лекция 25. Эмоциональная зрелость и зависимость
  15. Лекция 26. Нарушения эмоций у зависимых
  16. Лекция 27. Виды эмоций и способы работы с ними
  17. Лекция 28. Шантажные эмоции
  18. Лекция 29. Зависимое мышление
  19. Лекция 30. Ошибки в мышлении
  20. Лекция 31. Нарушения памяти при зависимости
  21. Лекция 32. Зависимые убеждения
  22. Лекция 33. Защитное мышление Отрицание зависимости.
  23. Лекция 34. Ложь в выздоровлении от зависимости
  24. Лекция 35. Самооценка зависимых
  25. Лекция 36. Самооценность зависимых
  26. Лекция 37. Формирования психологической предрасположенности к зависимости
  27. Лекция 38. Сценарий жизни зависимых
  28. Лекция 39. Социальная составляющая химической зависимости
  29. Лекция 40. Социальные последствия употребления
  30. Лекция 41. Дисфункциональная родительская семья
  31. Лекция 42. Созависимость
  32. Лекция 43. Роли и маски зависимых
  33. Лекция 44. Границы и зоны ответственности
  34. Лекция 45. Транзакции в общении зависимых
  35. Лекция 46. Поглаживания
  36. Лекция 47. Психологические игры и зависимость
  37. Лекция 48. Треугольник Карпмана и зависимость
  38. Лекция 49. Зависимость и личные отношения
  39. Лекция 50. Модель «здоровых» отношений в семье
  40. Лекция 51. Духовные основы зависимости
  41. Лекция 52 (заключительная). Путь выздоровления от зависимости