Лекция 28. Шантажные эмоции

Истинные эмоции. Детские запреты на эмоции. Шантажные эмоции. Деструктивные способы преодоления запретов - "купоны" и зависимое поведение. Отказ от шантажных эмоций.

У ребенка есть всего лишь 4 «истинные» эмоции – злость, страх, печаль, радость. Каждая из них выполняет важные функции в жизни: злость – способность защищать свои границы, страх – способность готовиться к опасностям и неприятностям, печаль – способность приобретать опыт, радость – способность отдыхать.

При личностном развитии (психологическом взрослении) злость перерастает в уверенность, страх в интерес, печаль в принятие, радость в любовь.

В детстве одна или несколько истинных эмоций могут быть запрещены родителями. Тогда ребенок лишается возможностей этих эмоций (так, если под запретом злость, ребенок не способен адекватно защищать себя). Запрещенная эмоция при этом не развивается (так, если была запрещен страх, то во взрослом возрасте не будет интереса к жизни). Запрещенные подавленные эмоции проявляются в другом виде: злость в раздражении, страх в тревожности, печаль в депрессивности, радость в эйфории.

Вместо запрещенной истинной эмоции родители «учат» ребенка испытывать другую шантажную эмоцию, несвойственную детскому возрасту. Эташантажная эмоция может быть любой, но чаще всего вместо злости учат чувствам вины и обиды, вместо печали – гневу, вместо страха – веселью, вместо радости – скуке. Человек вместо уверенного вырастет обидчивым и виноватым. Вместо интереса к жизни у него будет насмешливость, сарказм, цинизм, черный юмор. Вместо способностей к принятию у него будет гневливость (воспаленное чувство справедливости и связанный с этим «справедливый» гнев). Вместо способностей любить и радоваться ему будет скучно, апатично.

Шантажные эмоции: обида, вина, стыд, гнев, скука, апатия, одиночество, безнадежность (бессилие, беспомощность), робость, ненависть, сарказм, равнодушие, паника, трусость, отчуждение и т.д.

Природа человека будет все равно стремиться испытывать истинные эмоции и его психика будет искать способы обойти детские запреты. Есть два деструктивных способа:

1. Сбор «купонов». Человек может собирать достаточное количество шантажных эмоций, чтобы с помощью их преодолеть запрет на переживание истинной эмоции. Так можно накапливать шантажную обиду, чтобы потом она в какой-то ситуации открыла путь для злости. Такие накапливаемые шантажные эмоции называются купонами (человек накапливает шантажные эмоции – купоны, чтобы потом обменять их на приз – истинную эмоцию).

2. Разрушительное поведение (зависимое поведение). Запрет на истинные эмоции можно преодолеть с помощью разрушительного поведения – употребления алкоголя и наркотиков, экстремальных игр и видов спорта, различного вида сексуальных отклонений (беспорядочный секс, секс с насилием и т.д.), криминального поведения и т.д. При разрушительном поведении истинная эмоция на время освобождается, однако потом за это приходится платить виной за преодоление запрета и его усилением. Поэтом, в следующий раз для преодоления запрета разрушительное поведение должно быть еще более интенсивным. Таки образуется зависимость от разрушительного поведения.

Полный отказ от шантажных эмоций может произойти только при психотерапевтической работе с детскими состояниями. Такую работу рекомендуется проводить на сроках не менее года трезвости с опытным психотерапевтом. До этого следует учиться избавляться от шантажных эмоций и учиться переживать истинные на уровне «здесь и сейчас». Последовательность шагов для отказа от шантажных эмоций и перехода к истинным эмоциям:

1. Прекращение деструктивных способов испытывать истинные эмоции: отказ от разрушительного (компульсивного, зависимого) поведения и сбора купонов (эмоционального накопительства).

2. Отказ от шантажных эмоций – учиться избавляться от шантажных эмоций.

3. Разрешение на истинные эмоции – следует учиться не преодолевать запреты с помощью различных деструктивных способов, а давать себе разрешение на переживание истинных эмоций.

4. Учиться правильно (безвредно) переживать истинные эмоции.

Пример (девушке не перезвонил парень):

Парень сам вечером не перезвонил, молча коплю обиду. Шантажная эмоция – обида, запрещенная истинная эмоция – злость, деструктивное поведение – сбор купонов (потом, когда накопится достаточно купонов обиды, разменяю их на временное снятие запрета на истинную эмоцию злости – устрою скандал из-за мелочи). Отказ от шантажа и переход к истинным эмоциям: 1. Перестаю накапливать обиду (допереживаю ее, сбрасываю, выговариваю и т.д.). 2. Отказываюсь вообще обижаться в этой ситуации (уважаю его право мне не звонить). 3. Разрешаю себе злиться в таких ситуациях. 4. Правильно выражаю злость – говорю, что мне неприятно, когда меня забывают и не звонят и прошу звонить (а я могу в обмен сделать что-то приятное парню взамен).

Таблица для исследования системы шантажных эмоций:

Детство (до 5-6 лет).

Шантаж во взрослом возрасте:

Истинные эмоции:

1. Запрещенная истинная эмоция (злость, страх, печаль, радость).

2. В каких ситуациях и как запрещалась истинная эмоция?

3. Какая эмоция поощрялась вместо истинной?

1. В каких ситуациях вы испытываете шантажную эмоцию?

2. Что эти эмоции побуждают думать, желать, делать?

3. Как проявляются подавленные истинные эмоции?

4. С помощью какого деструктивного поведения вы можете переживать истинные эмоции?

1. Как может конструктивно проявляться истинная эмоция во взрослом возрасте (ситуации и сама эмоция, соответствующие мысли, желания, поведение)?

2. Как вы можете отказываться от шантажных эмоций?

3. Как вы можете отказываться от деструктивного поведения для высвобождения истинных эмоций и какое поведение взамен?

 

Задание к теме «Шантажные эмоции»:

1. Перечислите, какие шантажные эмоции вы склонны на сегодняшний день больше всего переживать (как и в каких ситуациях). Чем это вредит вам в жизни?

2. Каких взрослых проявлений истинных эмоций (уверенности, интереса, принятия, любви) вам не хватает сегодня? Приведите конкретные примеры ситуаций когда вам не хватает этих эмоций (по три на каждую запрещенную истинную эмоцию). Чем это мешает вам в жизни?
3. Как подавленные истинные эмоции проявляются у вас на сегодня (раздражительность, тревожность, депрессивность, эйфория)? Приведите конкретные примеры. Чем это мешает вам сегодня в жизни?
4. Какие виды деструктивного поведения вы используете для переживания истинных эмоций (приведите по несколько примеров). Чем эти поведения для вас вредны?
5. По схеме «отказ от деструктивного поведения – отказ от шантажной эмоции – разрешение на истинные эмоции – правильное переживание истинных эмоций» разберите 10 ситуаций с различными шантажными эмоциями.
6. Для каждой истинной эмоции (злость, страх, печаль, радость) заполните таблицу для исследования системы шантажных эмоций.
7. Собираетесь ли вы в будущем прорабатывать запреты на истинные эмоции в психотерапии, и если да, то какие?