Лекция 29. Зависимое мышление

Характеристики зрелого мышления. Характеристики зависимого мышления. Этапы процесса мышления и нарушения в нем. Исцеление мышления.

 

.be

1. Зрелое и зависимое мышление

Зрелое мышление:

  • Объективное – не искажает реальность, а видит ее такой, какая она есть.
  • Логичное – руководствуется логикой, здравомыслием, рассудительностью.
  • Абстрактное – безэмоциональный взгляд на вещи, можно «отделиться» от проблемы и посмотреть на не со стороны.
  • Аналитическое – способность к анализу, разложить проблему на составные части («разложить по нужным полочкам»).
  • Системное – способность к синтезу, систематизировать различные части и объединить их в одно целое, способность делать общие выводы на основе анализа частей, видеть общую картину.
  • Последовательное и ясное – задачи решаются последовательно, нет ненужных скачков с одной проблемы на другую.

Употребление разрушает мышление. Характеристики зависимого мышления:

  • Субъективное – склонность видеть реальность на такой как она есть, а какой хочется чтобы была.
  • Пропадает способность к абстрактному мышлению –  не способен «отделиться» от проблемы и посмотреть на нее со стороны; «вваливается» в проблему, эмоции влияют на мышление и искажают его.
  • Псевдологика – пропуск логических связок, обобщение по признаку (например: все олени быстро бегают, некоторые люди тоже быстро бегают, значит, некоторые люди – олени).
  • Разрушение способностей к анализу – зависимый не видит составных частей проблемы, которые можно решить по отдельности, видит проблему как одно нераздельное целое.
  • Разрушение способностей к синтезу – не способен соединить различные части проблемы в одно целое, увидеть общую картину.
  • Магическое (мифологическое) – зависимый склонен видеть потаенный, сакральный смысл, мистическую подоплеку.
  • Лозунговое мышление – мышление с помощью лозунгов, убеждений, «как должно быть»; при этом взгляды на жизнь ригидные, трудноизменяемые.
  • Зацикленное мышление (возвращающиеся мысли), хаотичное, путанное; переходы в фантазии, «диалоги» в голове.
  • Склонность к негативному мышлению (видеть во всем негатив и тупики).

Человеку с зависимым мышлением: не видит проблему зависимости такой, какая она есть (преуменьшает или вообще отрицает); неспособен логически проанализировать ее и найти адекватный выход; вместо реального решения и действий фантазирует о ее решении; возвращаются навязчивые мысли об употреблении; положительные взгляды на употребление сложно изменить; из-за хаоса в голове самого решения проблемы зависимости увидеть не способен и т.д.. В трезвости: неспособен решать жизненные задачи, проблемы накапливаются, неправильное мышление ведет к накоплению стресса и негативных эмоций, понижает самооценку и т.д. Такое мышление похоже на безумие, которое не дает зависимому прекратить употребление и жить полноценной трезвой жизнью. Для прекращения употребления и для нормальной жизни в трезвости необходимо исцеление мышления.

2. Этапы процесса мышления

Мышление – это процесс объективной оценки и анализа ситуации, а также синтеза выводов о ней принятия решений.

Процесс мышления делится на три этапа: исследования, анализа, синтеза. Употребление нарушает каждый из этих этапов.

Первый этап – исследование проблемы. Происходит сбор объективной информации о ситуации. Человек увидев проблему, собирает как можно больше информации о ней. Основные нарушения искажение объективности информации (видит реальность на такой, какая есть, а такой, какой хочется видеть), отсутствие сбора информации (берется во внимание только первая попавшаяся информация, без дальнейшего исследования).

Второй этап – анализ собранной информации. Информация разбивается на составные части, они логически анализируется и обрабатывается. Основные нарушения: отсутствие анализа (проблема не раскладывается на части), псевдологика (анализ с помощью детской логики, необъективный)влияние эмоций на процесс анализа, неспособность к абстрактному мышлению (неспособность отделиться от проблемы и посмотреть на нее со стороны).

Третий этап – синтез решений (выводы). Проанализированная информация синтезируется (систематизируется и объединяется в одно целое), создается общая картина проблемы, принимаются решения и делаются выводы. Основные нарушения: отсутствие синтеза (не принимаются решения, не систематизируются части и не создается общая картина, не делаются выводы – проблема не переводится в задачу), систематизация на основе шаблонов (как научили раньше, а не так, как есть на самом деле)влияние желаний на принятие решений (решаю то, что хочется, а не то, что логически следует).

3. Исцеление мышления.

Для исцеления мышления следует учиться:

  • Видеть ситуации такими, какие они есть, не закрывать глаза на проблемы, мыслить объективно.
  • Мыслить логически, правильно.
  • Смотреть на проблемы абстрактно, «отделяясь от них», не давать эмоциям «затуманивать» мышление (эмоции это одно, мышление это другое, не следует их смешивать).
  • Раскладывать проблему на составные части.
  • Систематизировать части, правильно раскладывать части по группам, делать общие выводы, принимать решения.
  • Мыслить последовательно, не переходить к анализу следующей проблемы, не проанализировав до конца предыдущую, анализировать одну проблему за раз.

Исцелению мышления помогают: ведения дневников самоанализа (в котором анализируется мышление и его ошибки), анализ-планирование (действий, дня и т.д.), письменный анализ ситуаций, проблем и т.д., специальные упражнения на развитие практического мышления, чтение специальной литературы и т.д. Также исцелению мышления помогает общение с более «здравомысленными» людьми и «копирование» их способов размышления, взглядов на жизнь и т.д.

 

Употребление  разрушает мышление и приводит зависимого к состоянию похожему на безумие, в котором он не в состоянии прекратить пить и нормально жить трезво. Для прекращения употребления и нормальной трезвой жизни необходимо исцеление мышления.

 

 

Задание к теме «Мышление и зависимость»:

1. Приведите 5 примеров, когда различные нарушения здравости мышления приводили к употреблению.
2. Как необъективный взгляд на проблему зависимости мешал (мешает) вам выздоравливать? Приведите конкретные примеры необъективного взгляда на зависимость.
3. Как необъективный взгляд на проблемы в жизни мешает вам их решать? Приведите 5 конкретных примеров необъективного взгляда на проблемы (видели их такими, какими хотелось видеть, а не такими, какие они есть). Как можно было смотреть на эти проблемы объективно?
4. Приведите по три примера: неспособности абстрактно мыслить о проблеме (вваливались в проблему, эмоции влияли на анализ), пользовались псевдологикой, отсутствия анализа (не раскладывали проблему на составные части), отсутствие синтеза (не видели полную картину, а только отдельные проблемы), пользовались мифологическим и магическим мышлением (мистическая вера, что что-то «высшее» спасет и решит, или что проблема создана «злыми силами»), лозунгового мышления (принимали решения и делали выводы на основе ваших прежних убеждений, «долженствований», как вас научили раньше), зацикленного мышления, негативное мышление. Как бы вы могли исправить мышление в каждом примере? Заполните таблицу.

Примеры нарушения мышления

Как можно было мыслить здраво?

 

 

5. Как употребление повлияло на ваши способности к мышлению. Опишите свое мышления (какое у вас было по жизни мышление) до начала употребления и в конце злоупотребления и сравните. Насколько тяжелы эти потери от употребления?
6. Напишите рассказ на тему «Как я понимаю здравомыслие?» (как вариант «Каким бы я хотел видеть свое здоровое мышление?» или «Как я буду мыслить здраво через пять лет успешного выздоровления?»). Что вы готовы предпринимать, чтобы восстановить свое мышление (какие способы исцеления мышления вы будете применять в своем выздоровлении и как)?